В зимние каникулы отряд «Флагман» почти в полном составе отправляется в столицу нашей Родины, а оттуда — в детский лагерь «Компьютерия» в Тверской области. Там с 3-го по 9-е января 2010 года пройдёт 4-й межрегиональный лагерь «Перекрёсток». Что там ждёт отряд — об этом отчёт впереди, а вот о том, как проходил прошлогодний лагерь, рассказывается в своём интернет-блоге один из его участников и преподавателей Виталий КАПЛАН.
Перекресток — начало дорог
Что в современной России есть скауты — уже не новость. Но слово «скауты» у большинства из нас ассоциируется с кострами, палатками и вообще всякой пионерской романтикой. Собственно говоря, для многих скауты — это те же пионеры минус коммунистическая идеология. Реальность, как это обычно и бывает, гораздо сложнее и интереснее.
Скаутинг, которому на его родине, в Англии, исполнилось более ста лет (а российскому скаутингу в этом году как раз сто и будет) — продуманная педагогическая система, суть которой, если в двух словах: личностный рост ребенка в разновозрастном коллективе, через последовательность значимых для детей (и притом реально достижимых) целей. При этом формы могут быть самыми разными — и туризм, и боевые искусства, и любительская киносъемка, и парусный спорт…
А может быть и журналистика. Мои знакомые скауты — московский отряд «Сполох» — как раз на журналистике и специализируются. Но не только они — практически все скаутские объединения выпускают газеты (а иногда и журналы), создают весьма информативные сайты, ведут летописи своей жизни. То есть журналистика оказывается и целью, и средством. Но сами собой навыки не возникнут.
Вот потому-то «Сполох» с 2000-го года организует на зимних каникулах межотрядный скаутский лагерь (с 2007 года он получил название «Перекресток»), задача которого — научить подростков основам журналистики. Приезжают туда ребята из разных российских регионов, разного возраста, с разным уровнем знаний и умений — но работа поставлена так, что сами эти различия помогают осваивать на практике мастерство журналиста.
Я впервые узнал о журналистском лагере, когда в 2004 году командир отряда «Сполох» Иван Иостман, мой хороший друг, попросил меня провести там занятие по стилистике. Затем я участвовал в работе лагеря 2007-го года. Оба эти раза лагерь проходил в Москве, на базе социально-педагогического комплекса «БРИЗ» (в народе более известного как «Хавская» — на Хавской улице находится здание авторской школы, главного проекта «БРИЗа»).
В этом году «Перекресток» проходил с 3 по 9 января под Тверью, недалеко от села Медное, на территории детского оздоровительно-образовательного комплекса «КомпьютерИя». Участниками его стали ребята из московского «Сполоха», из екатеринбуржского отряда «Каравелла», из Малой академии наук (Черноголовка, Московская область), из Верхнедубровской средней школы (Свердловская область), из компьютерного клуба «Чайник» (Буденновск), из новокуйбышевского техникума.
К сожалению, мне удалось приехать туда только на три дня, но этого вполне хватило, чтобы убедиться, насколько глубже и серьезнее (в сравнении с прежними годами) стала программа лагеря. Я вел там занятия по стилистике журналистского материала и по типичным ошибкам профессионального журналиста.
Едва только ребята приехали в лагерь, их тут же разделили по смешанным коллективам — «пресс-центрам», стараясь, чтобы в каждом пресс-центре были люди из разных мест и разных возрастов. Таким образом решалось несколько задач — и перезнакомить детей, и развивать межотрядное сотрудничество, и преодолеть естественное желание «делегаций» держаться особняком.
Разновозрастный состав — один из принципов скаутинга — давал возможность младшим тянуться за старшими, а старшим — почувствовать свою ответственность за младших.
Детей ждала весьма насыщенная программа. Времени на «раскачку» практически не было, пришлось сразу включаться в работу. До обеда у них проходило обучение — занятия по журналистике, по веб-дизайну, верстке газет, по фотоделу и обработке изображений в PhotoShop, по организации работы редакции. Причем ребят распределили по мастер-классам (называвшихся там «активитетами») таким образом, чтобы в каждом пресс-центре оказались люди, обучающиеся всему, что нужно для практической работы.
А практическая работа начиналась со второй половины дня. Надо было публиковать новостные ленты, создавать газеты, находить идеи и воплощать их в виде законченного продукта. Каждый день при этом был посвящен той или иной стороне журналистики. К примеру, 4 января был днем новостей, 5 января – днем стенгазет, 6 — фотогазет. Вечером каждого дня проводилась так называемая «методика» — занятие, на котором детям рассказывали, чем им придется заниматься завтра, давали некую теоретическую основу. А перед сном по пресс-центрам проходили традиционные скаутские «свечки», где обсуждались удачи и неудачи дня, подводились итоги.
Каждый день, помимо направленности на практическое задание, был посвящен какой-то теме — например, поиску интересных идей, получению недостающей информации, работе в условиях дефицита ресурсов, сложностям в общении. Это давало возможность не только научить конкретным навыкам, но и показать, как преодолеваются те сложности, с которыми всегда приходится сталкиваться журналисту (и, разумеется, не только ему).
Разумеется, дети не забывали, что у них каникулы и урывали всякую возможность поразвлекаться — благо в «КомпьютерИи» таких возможностей немало: начиная от огромной горки и заканчивая лошадьми, на которых за умеренную плату желающие могли кататься. Но все-таки работа оказалась для них не менее значимой — особенно под конец смены, когда ребята уже, что называется, вошли в ритм.
Из моих слов может сложиться ощущение, что занятия журналистикой нужны детям только в контексте их скаутской жизни. На самом деле это не так. Ведь смысл скаутинга — не в скаутинге как таковом, а в развитии и воспитании личности. Большинство проходящих через «Перекресток» ребят, скорее всего, во взрослой жизни профессиональными журналистами не станут. Но полученные навыки — а главное, полученный опыт общения в ситуации групповой работы, в условиях как соревнования, так и сотрудничества — пригодится им в любом случае, что бы они ни избрали делом своей жизни.
Ну, если смотреть глазами Виталия Каплана — нравится. Получается (из этой заметки) — полное соответствие нашим собственным идеям и планам.