Оля Шардакова и Чудо с именем «Пойдем»
Иногда мне кажется, что настоящие радости, как чудеса — всегда происходят внезапно. Как раз такой сюрприз случился девятого августа, когда нашей Оле удалось походить на одной яхте с Максимом Тарановым, чемпионом мира 2010 года по парусному спорту в классе «Микро». Причем эта своеобразная и крайне неожиданная тренировка случилась как раз накануне чемпионата Свердловской Области по парусному спорту, куда пойдут наши «Бандерилья» с Олей на руле и «Тремолино»- с Сашей Заседателевым!
Впрочем, давайте обо всем по порядку…
— Оля, каким ветром вас с Никитой и Ваней вообще в тот день занесло на базу? День-то не ходовой…
— Да мы просто вспомнили, что на «Бандерилье» есть небольшая проблемка — на 15 минут — надо переделать неисправную кипу спинакер-гика. Приезжаем, а там господин Таранов собственной персоной! Только-только вернулся с очередной регаты, на которых он вообще проводит почти все свое свободное время. А сегодня приехал на Коматек, чтоб устроить пробные ходки на своей собственной яхте, сделанной в «Спрее» по его чертежам. Яхту надо настраивать, ставить снасти как надо, а в таком деле обязательно нужны помощники… Так мы и оказались на «Пойдем».
— Ух ты! Уникальная яхта, построенная по своим чертежам… А что она из себя представляет? На наши Микро похожа? Как ходит?
— На самом деле, яхта и есть — Микро, только усовершенствованная. Улучшения проявляются в обилии различных регуляторов, буквально все можно (и нужно) настраивать! Повсюду блоки, концы различных цветов… А еще у яхты балласт расположен по-другому, чем у наших. Внешне, может быть, различий немного, но стоит разобраться…
— Наверное, трудно было ходить? Столько всего незнакомого…
— Конечно. Но постепенно мы поняли систему брасовок, поняли смысл различных снастей, и после четвертого оверштага уже чувствовали себя «в своей тарелке». Однако, ветер был очень даже свежий, а потому бывало, трудно было подбирать нужные брасы. А еще там была такая система проводки гика-шкота, которую очень хочется перенести на наши яхты: по внешнему виду — внизу стоит трапеция, а ещё – система блоков – один блок — на середине левой банки, другой блок — на середине правой банки. В итоге очень удобно выбирать грот «в доску» на лавировках даже при сильном ветре и можно эффективно откренивать яхту. Кроме того, оказалось, что Микро лучше всего ходят с маленьким креном, а при шквалах нужно откренивать всем экипажем.
— А какой еще был ценный опыт из ходки с Максимом Тарановым? Что нового и полезного узнали вы с Никитой и Ваней, что пригодилось бы на гонках?
— Узнали много разных полезных мелочей.
Научили Ваню правильно работать на стакселе. Тут следующая тонкость — по команде «Оверштаг пошел» стаксель резко травить как раз не нужно, а нужно очень быстро переводить его на другую сторону. Причем только после того, как яхта пересечет носом линию ветра — тогда скорость фактически не теряется, что невероятно полезно на соревнованиях.
А еще Максим объяснял некоторые нюансы и тонкости работы на гроте. Так как из-за перекрена яхта теряет скорость, то при каждом шквале надо чуть-чуть травить грот, чтобы сохранять «правильные» крен и скорость. Совсем немногого хватает, чтобы яхта даже ускорилась, вместо того чтобы переводить энергию ветра в ненужный наклон.
Еще мы потренировались в работе со спинакером — например, на полных курсах наветренный брас надо задавать в стопор, и управлять парусом только с помощью подветренного браса. А еще там есть одна деталь, называется «выстрел спинакер-гика». Название говорит само за себя — эта деталь опасна и может навредить в неопытных руках. Однако, при правильном ее использовании, очень сильно повышается эффективность работы спинакера.
— Наверняка тебе удалось посидеть на руле на «Пойдем»! А сложно ли управлять такой яхтой? Есть какие-то тонкости?
— В управлении яхта не сильно отличается от наших Микро. Хотя гонщики по-другому распределяют экипаж на яхте:
есть рулевой, который одновременно рулит и настраивает грот, есть
стаксельный, занимающийся малым парусом, и
баковый, который сидит на откренке и полностью ответственен за спинакер на полных курсах.
Мне, к сожалению, часто не хватает физической силы, чтобы одновременно держать и грот, и руль. На самом деле, гонщики именно тем и выделяются, что одновременно следят за множеством мелких деталей на яхте. Каждая в отдельности немного значит, но в совокупности они дают большое преимущество в скорости и маневренности.
— Какие общие ощущения от ходки с Максимом Тарановым? Что можно сказать в заключение?
— Все было просто здорово! Отдельное спасибо Максиму, как самому приветливому и обходительному яхтсмену из всех, с которыми приходилось иметь дело.
Нам с ребятами очень повезло попасть в нужное время в нужное место. Приди мы на десять минут позже или раньше — и мы бы наверняка лишились и этого полезного опыта, и просто очень насыщенного дня.
Интервью у флагмана Ольги Шардаковой взял
Павел Туголуков, капитан отряда
Здорово! Остается только позавидовать! С чемпионом мира ходить на яхте и узнать много всего полезного и интересного о парусном спорте! Такой день надолго запомнится!