Специалист по коммуникациям
Во второй день лагеря к нам приехала с визитом очень светлый и весёлый человек — Женя Кузьмина. Первым делом она предложила нам рассказать ей коротко, в два – три предложения, кто мы такие и что мы здесь делаем.
Наши ребята отвечали сначала лаконично — кто-то в отряде, дабы научиться самоконтролю, кто-то — чтоб научиться ходить на яхте и писать хорошие заметки, слушать и понимать других людей. Флагманята тоже расспрашивали — Кем ты работаешь, Женя, чем занимаешься, что тебя интересует в жизни? У нашего спикера на этот вопрос был уже давно сформулированный ответ: “Я разговариваю”.
Работа нашей гостьи сводится к следующему — она разговаривает с разными людьми, добиваясь с помощью диалогов определённых результатов. На данный момент она работает в компании Лектория “Прямая речь”. Компания занимается организацией интеллектуального досуга, мероприятий для детей, проводит творческие вечера, образовательные курсы.
Так получилось, что разговоры и коммуникации — её жизнь. Наверное, это связано с тем, что наша гостья начала говорить уже очень в раннем возрасте — месяцев в семь, причём разговаривала сразу чётко, длинными предложениями.
К нам Женя приехала с целью научить нас “разговаривать людей”, уметь вести диалоги. Она попросила нас рассказать о том, как часто и с кем мы разговариваем. В ходе диалога выяснилось, что общаться можно не только с людьми, но и с животными. Далее нам задали вопрос:
- Как вы думаете, зачем нам общение?
Я считаю, что мы, благодаря общению получаем новые знания в ходе разговора, делимся какой-либо информацией. Человек — прежде всего, социальное животное, умеющее мыслить и думать. Ежели вспомнить любых людей, которые попадали, например, на необитаемый остров, все они разговаривали либо с самим собой, либо брали какой-нибудь предмет и общались с ним.
Мы попробовали смоделировать самую простую ситуацию общения. Прежде всего, для этого нужен ты сам, это как минимум, далее должен быть какой-либо объект. В данном случае, схема общения будет проста. Субъект (тот, который говорит) — объект (тот, кому говорят). В случае, если объект начинает говорить, то роли меняются.
Очень интересная ситуация происходит с искусством, многие считают, что диалога с картиной и музыкой произойти не может, ведь мы никак не можем получить какую-либо информацию от данного объекта. Но это не так. Художники, музыканты не просто так создают свои шедевры, они хотят донести до нас что-то, но живопись и мелодии выступают в данном случае, как передача информации. Многих картины вдохновляют на что-то хорошее. Многие, чуть только до них доносится мелодия, уже кружатся в быстром темпе танца.
До этой беседы, я всегда думала, что интервью — это официальное действие, но оказывается, что интервью — самый обычный диалог, в ходе которого, мы получаем нужную нам информацию. Спасибо за очень нужные знания, Женя!
Саша Шестакова, гардемарин флотилии, 12 лет
Как правильно выстраивать диалог
Женя приехала к нам, чтоб рассказать о некоторых хитростях в общении с собеседником. Она многое успела нам объяснить за те полтора часа, которые отводились для пресс-конференции…
Человек по природе своей — существо социальное, и потребность в общении является для него необходимостью. Общение обычно начинается с невербального контакта, оно происходит в первые несколько секунд перед тем, как один из людей начинает вербальное общение — диалог.
В это время происходит внешняя оценка человека, собеседник всматривается в черты лица, обращает “считывает” мимику, которая передаёт настроение незнакомца и его отношение к тебе. Во время нескольких секунд невербального общения может сложится общее настроение диалога. Однако оно весьма изменчиво…
Теперь — об общении вербальном, то есть — словесном. У людей, ведущих диалог, могут возникать ситуации непонимания друг друга, и к этому приводит ряд факторов.
Первое — все люди — индивидуумы, каждый воспринимает слова по-разному, и у каждого на разные слова возникает ассоциация, которая наводит его на определённые чувства и мысли. Это может в корне изменить дальнейшее построение диалога.
Второе — каждый человек обладает своим собственным словарным запасом. Он может пополняться, но, если человеку не понятны слова и формулировки собеседника, то интерес его к общению превратится в скуку и диалог не принесёт никакого удовольствия, а следовательно, достижения поставленной цели.
Третье — человек говорит собеседнику то, что тому просто не интересно и не нужно. Диалог в таком случае имеет односторонний характер и, по сути, уже превращается в монолог, никакой продуктивности такое общение не приносит.
Как можно сделать диалог продуктивным? Для этого существуют специальные приемы общения. Для начала нужно узнать интересы, предпочтения своего собеседника и начать говорить об этом — собеседник будет позитивно настроен к тому, кому близки его увлечения и убеждения.
И ещё важный момент… В обществе есть определённые нормы коммуникации, общения. Можно их нарушить? Да, если человеку позволяют это его внутренние моральные основы. Нет специальных правил для общения — все определяется человеком и создание некоторых ситуаций не подходящих под общественные нормы, даже провокация может стать полезной в диалоге…
Иван Зуев, матрос флотилии, 13 лет
Что такое общение?
Наша встреча началась с вопроса:
- Что такое общение?
И со всех сторон стали слышаться ответы, вроде «Действие! Да нет же, это контакт! Это же вид связи! А может быть, коммуникация?» Женя сказала, что это все верно, но ближе всего к правде был ответ Вани Зуева. Общение — это действие. Во время общения главное — не быть закрытым и добиваться своего.
Спикер также добавила, что не менее важно самому знать, что ты прав в какой-либо ситуации. Если кто-то не верит тебе, надо понимать — то, что ты говоришь — правда. И, в этом случае — не принимать близко к сердцу аргументы оппонента. Главное — ты сам знаешь, что говоришь правду.
Мне это утверждение показалось спорным. Если, например, на контрольной ты попросил ручку у одноклассника, а учитель это заметил и обвинил тебя в списывании, ты пытаешься доказать, что просто взял ручку, а учитель не верит. Ну знаешь ты, что прав, и что? Пересдавать-то все равно надо будет. Тогда Женя нам рассказала, что с ней был почти такой случай. Когда-то на экзамен в институте она взяла все шпоры, на всякий случай, но они ей не пригодились. А когда Женя встала из-за парты, чтобы сдать экзамен, шпаргалки и выпали. Ей было очень стыдно, хотя она не воспользовалась этими шпорами… Преподаватель ей не поверил, но она-то знала, что права. Однако, Жене это понимание не помогло — пришлось пересдавать. Правда, пересдавала она другому преподу, причём пересдала с первого раза.
И это хорошо. Потому что мы уже начали волноваться за неё — Женя нам понравилась.
Герман Перерва, мичман флотилии, 12 лет
Как “разговорить” человека
Женя провела нам тренинг по общению, ведь любимое её занятие — говорить. Она разговаривает даже со своей собакой! Сначала мы сидели тихо и, вооружившись телефонами, снимали спикера и слушали. Но потом Женя начала “разговаривать” флагманят.
— Что вы представляете себе, услышав слово “дом” ?
Каждый представлял себе разное — квартиру, кровать, входную дверь, холодильник, квадрат с треугольником, который обычно рисуют малыши… Сама Женя представляла себе семью.
Она показала нам схемы коммуникации. Их суть заключалась в том, чтобы донести до нас, что человек постоянно активен. И даже если говорит тебе, что не хочет с тобой говорить, то тоже активен. Неактивным человек является только тогда, когда он уже умер.
Эта встреча научила нас многим вещам в сфере коммуникаций, и познакомила нас с новым интересным человеком.
Коля Бадьин, мичман флотилии, 13 лет
Сева Погольский, матрос флотилии, 11 лет