Сказка, или быль?
И снова пришло время, когда нас высадили на занятия в удаленном формате. Но занятия такие же интересные, как и в очном.
Замечательный режиссер Андрей Ким проводил сегодня занятие. Сначала он нам объяснил, чем отличается пьеса от других литературных произведений. А затем читал свою пьесу «Колыбельная для Малыша». Как и в любой пьесе, есть действующие лица. В данном случае, это Малыш, Ветер, Волк, Капризуля и другие… странные.
Действия разворачиваются в комнате Малыша. Знакомство Малыша с Волком, Ветром и Капризулей. Разговор между ними. Волк говорит о том, что необходимо уходить. А Капризуля ноет, что нужно оставить после себя так, как было. И вообще нужно отдохнуть. Но этого уже не получится. Малыш попадает в сказку и будет путешествовать с необычными друзьями, чтобы вернуться домой. Много с ними случится приключений и забавных историй, пока Малыш вернется домой.
А в конце вообще оказывается, что это сказка, которую отец рассказывает сыну на ночь… Или — не сказку?
Александр Козлов, юнга флотилии, 12 лет
Пьеса для сына
Андрей Ким два дня нам читал пьесу. В которой главный герой был Малыш. К нему ночью пришли Ветер, Волк и Капризуля. Пришли они потому, что Капризуле хотелось есть и отдохнуть. Они хотели вернуться домой, и даже сделали чердак в параллельный мир. Но Малышу захотелось пойти с ними, потому что ему было скучно спать. В пути они встретили пиратов и Чучельника, который сначала приманивал их добрым голоском, а потом сказал:
— Я из вас чучела сделаю!
Чучельник затащил Волка в яму, а Малыш побежал к Капризуле и бросил Волка в беде. Малыш делал разные поступки, но Ветер, Волк и Капризуля всё равно шли с ним.
Потом Малыш стал взрослым, у него родился другой Малыш, и он рассказывал сыну, что с ним было много лет назад.
У Андрея Кима очень хорошие фильмы и пьесы, а эта — моя самая любимая.
Лёня Туголуков, кадет флотилии, 9 лет
Параллельные чердаки
Пропала наша “Осенняя сказка” с её ежедневными встречами, играми и тренингами — ограничения по ковиду её разрушили в этом году… Мы все перешли на дистант. Печально. Это, конечно, совсем не то, что обычные весёлые занятия в отряде. Хотя бы удалось встретиться со старым другом, режиссёром Андреем Кимом, который через ZOOM, в два этапа по сорок минут прочитал нам свою пьесу.
Пьеса называется «Колыбельная для Малыша», и основная суть ее — в приключениях. Хотя, после второй сцены она напоминает больше триллер. Началось все с того, что в комнату к Малышу зашли некие люди: двое мужчин и одна женщина. Это нам представлены главные герои. Они всё время куда-то идут, судя по всему — уже давно. Сами гости уверяют, что направляются домой. И Малыш увязался с ними.
Сначала он побывал в море с одним из незнакомцев — Ветром, который оказался капитаном пиратского судна. Так вот, пираты на этом корабле их чуть не повесили, но Малышу удалось спастись — Ветер его буквально вытолкнул из беды.
После чего Малыш отправился в путешествие с Волком. Тот учил его ориентироваться в лесу, правильно ходить и защищал от холода. Но они попали в ловушку к злому Чучельнику, который заменял души живых существ опилками, набивал ими тела зверей и птиц, а потом красиво рассаживал их по лесу. Злодей хотел забрать и Волка с Малышом, но Малышу опять удалось выбраться — Волк спас его, а сам остался в яме и решил отгрызть себе лапу, чтоб его шкура не интересовала больше Чучельника.
Тогда Малыш побежал к Капризуле и пошёл уже с ней. Вскоре они вышли на полянку, где стоял дом. Капризуля сразу обустроилась там, а на утро Малыш понял, что это место и есть её дом. Но она не собиралась в нём оставаться, а хотела идти искать друзей! И тут вдруг сверху, с чердака на них свалился пират, а в окно влетел трёхногий Волк. И вот, они уже дома у Капризули! А за ними гонятся уже и пираты, и Чучельщик. Но, похоже, когда они вместе, им никто не страшен!
В общем, я думаю, что дом для этих персонажей — не материальная сущность, это близкие люди. У Маяковского в стихотворении «Люблю» есть строки: «Разве к тебе идя, не иду домой я?» Кажется, это максимально точно отражает смысл пьесы. Ведь даже, когда Капризуля оказалась в своём доме, вот — и коврик, и кресло, она все отправилась с теми, кто был с ней рядом все это время.
Возможно, произведение это не совсем для детских умов было написано. Довольно трудно воспринимать философствования по поводу того, что Малыш «уже взрослый, чтобы отличить ложь от истины, но еще слишком мал, чтобы это принять». Мне было интересно это слушать, представлять. А для того, чтобы осознать всю прелесть этого произведения, понадобилось за малым пару часов.
Любопытно то, что сейчас и мы находимся в том самом возрасте, когда в состоянии отличить истину от вранья, но осознать, что обман тоже бывает во благо, мы не способны. Это назвали в пьесе «самым замечательным возрастом». Конечно, возраст замечательный, но в это время в голову лезут самые противоречивые мысли и, как выразился один из ребят сегодня на конференции, «параллельные чердаки».
Хотелось бы сказать большое спасибо Андрею за вновь уделенное нам время. Думаю, каждому из нас еще есть над чем подумать после прочтения им прекрасной — не всегда понятной — но безусловно замечательной пьесы.
Варя Гвоздецкая, капитан флотилии, 15 лет
“…О несчастных и счастливых, о добре и зле.
О лютой ненависти и святой любви…”
Так получилось, что когда мне, десятилетнему тогда, попала в руки пьеса Евгения Шварца «Дракон». Читать её и представлять всё происходящее было наслаждением.
Когда Андрей Ким читал нам свою пьесу «Колыбельная для Малыша», я как будто снова очутился в детстве, в мире волшебных путешествий и грёз, отважных поступков, загадок, любви к людям, неожиданных поворотов и справедливости, жестокой и прямой, как обоюдоострый меч.
О чём эта пьеса? Давайте разберёмся. Главных героев четверо: маленький мальчик Малыш, чей возраст не назван, и поэтому может быть любым. Но мне кажется, что он быстро взрослеет. Ведь трудности в дальней дороге закаляют характер.
Предводитель пиратов, по имени Ветер. Боец и лидер, любящий свою команду, свой корабль. Даже, когда команда поднимает мятеж.
Одинокий Волк. Который чрезвычайно осторожен и постоянно говорит об опасности, о том, что верить нельзя никому, что повсюду ловушки. Но Волк говорит об этом, когда бережно несёт доверчиво спящего Малыша.
Капризуля. Женщина. Слабая, ноющая, когда всё нормально и спокойно. Но превращающаяся в разъярённую львицу, когда защищает свой дом и своих друзей, которые для неё стали семьёй.
Они учат Малыша жизни, помогают ему взрослеть. Но и Малыш, со своими чёрно-белыми представлениями о жизни, учит их. Взаимно. Малыш учит Ветра, что деньги — не самое важное в жизни, и сама жизнь, безусловно, дороже любых денег. Волк, общаясь с Малышом, вспоминает о любви и доверии. Капризуля ради Малыша смогла найти свой дом. И в то же время поняла, что и для неё, Женщины, дом — менее важен, чем Дорога. Пусть даже это и дорога к дому.
Есть в пьесе и антигерой — Чучельник, существо бездушное и опасное. Чрезвычайно опасное, потому что он хочет весь мир сделать таким же бездушным и мёртвым, как он сам. И у него есть немало помощников…
Но «волшебные истории – это больше, чем правда: не потому, что они лгут, будто драконы существуют, а потому, что утверждают, что дракона можно победить», сказал когда-то Гилберт Кит Честертон. И мне кажется, Андрей Ким с ним согласен. Чучельник отступает.
Так о чём же эта пьеса? Наверное, о взрослении человека. О постижении мира, о дружбе и верности, о добре и зле…
Добавлю лишь то, что при повторном прочтении пьесы мне стали открываться детали и моменты, на которые сразу внимания не обращаешь. За первым слоем смысла есть второй, а под тем, кажется, есть и третий. Обязательно вернусь к ней еще раз! Оно того стоит.
Евгений Туголуков, флагман флотилии, инструктор
http://photo.flagmanenok.ru/2020_small_size/2020_10_28/ — «Колыбельная для Малыша»