Впечатления о сборах “Каравеллы” “Юный моряк”
Шла третья смена Парусной Практики отряда «Флагман». Всё шло своим чередом, начало смены выдалось спокойное, без происшествий. Но как-то в один день…
…Встал вопрос о том, пойдёт ли кто-либо из отряда на областные военно-спортивные гражданско-патриотические сборы «Юный моряк» по приглашению «Каравеллы». И в этот самый день, в этот самый момент во мне возникло страстное стремление к приключениям. И я предложил свою кандидатуру на участие в сборах «Юный моряк». Как руководителю пресс-центра, мне есть замена, поэтому всё складывалось благополучно. Заявка принята, осталось дождаться начала. С этого момента я вёл дневник, который и был преобразован в этот рассказ…
День первый. Закончилось награждение за регату Цесаревича в Храме на Крови. И теперь уже я сдаю полномочия, сдаю отрядную фототехнику и отправляюсь с «Каравеллой» на начало сборов.
Итак, уже в первый день, с ходу, зачёт по ОФП по этапам. Отжимания, приседания, баскетбол, прыжки в длину… Эх, кажется, с уроков физкультуры в школе, которых не было с середины мая, толком я спортом не занимался. Ну и ладно, не так всё плохо.
А, надо бы сказать о команде. На сборы собрались своими командами- делегациями ребята из разных городов Свердловской области. Со своими капитанами команд, естественно. Возраст команд совершенно разный. Я попал в команду каравелловцев, причём в младшую команду. Как преимущество так и минус младшей команды заключается в том, что она участвует только в личном зачёте, а не в командном.
После обеда и передвижения на базу морской школы ДОСААФ, где базируются флотилии отряда «Каравелла» и морского клуба «Бригантина», начались организационные мероприятия. Рассказ по технике безопасности, раздача формы сборов — тельняшек, для старших команд — репетиции сценок. После этих мероприятий был общий сбор, с принятием коллективом законов сбора. Большинство из них, для отрядных людей, есть в Уставе Крапивинских отрядов.
Сценки. Сказал о сценках, а подробнее не объяснил. Инсценировки военных песен, сделанные старшими командами. Конец дня, красивый вечер, все расселись перед сценой под открытым небом, и началось представление. Разнообразные номера, идеи. Все, безусловно, постарались.
День второй. С самого утра на базе стояла машина МЧС. Это знамение было к тому, что будет что-то интересное. И оно, собственно, и началось с самого утра. Это были студенты МЧС, которые организовали квест для участников сборов. Вернее, квест был общий, с этапами и от МЧС, и от «Каравеллы», и от «Бригантины». Но началось всё с МЧС и это — самое интересное. Студенты из ВСКС — Всероссийского Студенческого Корпуса Спасателей — показывали на этапах спасательное оборудование.
Первый этап. Работа с гидравлической техникой, а именно — комби-ножницами. Сначала объясняют суть оборудования — для расчищения завалов, или, положим, резки искореженных машин. Теперь техника безопасности. Наша задача — перерезать стекловолоконную арматурину (миллиметров восемь где-то), закрепленную параллельно земле. Ну, что можно сказать, эта гидравлика весьма тяжелая. Кстати, работают с одним приспособлением два человека. Один режет, другой подаёт ручным насосом давление по шлангу. Тут надо договариваться и делается это у спасателей исключительно жестами. Что ж, вроде получается. Кусочек арматуры падает на асфальт.
Этап второй. “Спасательный круг” и “конец Александрова”. Это я знаю, это понятно. Берёшь и бросаешь.
Этап третий — спасение утопающего. Этому тоже учили, как в родном отряде, так и в школе на уроках ОБЖ. Что здесь особенного, так это специальный манекен. Итак, повторили технику спасения утопающего. Пересказывать, пожалуй, тут не имеет смысла.
Этап четвёртый. Тушение «пожара». Нет, не просто тушение, а облачение в экипировку пожарного. Задача — надеть, взять огнетушитель, потушить огонь. Мне потушить не удалось, но зато кадры…
Этап пятый. Лабиринт. На большом листе фанеры размещены различные препятствия — трубы, перегородки из брусков образуют лабиринт. С несколькими тупиками, входом и выходом. Этот лист фанеры нужно поднять всей командой и прокатить по лабиринту мячик для тенниса. Получилось со второго раза.
Этап шестой и последний. Дженга. Ну, не та, которая настольная и для слабаков, а с использованием гидравлических комби-ножниц Мерлан из снаряжения МЧС России. Весит это оборудование 8 кг (и это самое лёгкое!), и работать с ним нужно в специальной экипировке (шлеме и перчатках). Да и сама башня-дженга необычная. Из достаточно больших деревянных брусков, которые и нужно очень аккуратно вытаскивать при помощи гидравлики. Это тяжело и сложно, зато весело и интересно.
Ну вот, башня опять упала….
А потом были те этапы, которые входят в зачёт сборов. Стрельба из пневматики, устройство яхты «Штурман», такелаж, разборка и сборка АК-47, аварийные заплывы в спасательных жилетах, флажный семафор, гребля.
Расскажу я про греблю и стрельбу. Дело в том, что стрельбой я уже занимался когда-то давно, а греблей на шлюпках — наоборот ни разу.
Стрельба. Три выстрела пристрелочных, три — в зачёт. Итак, напряжение перед первым за долгое время выстрелом. Что ж, явно ухудшилось зрение. Ну, куда-то там я стреляю. И ещё, и ещё. И в конечном итоге — не совсем всё плохо, и это радует.
Гребля. Шлюпка ПЭЛ. Руководитель «Бригантины» — Денис Гиренко — объясняет устройство. Всё, вроде, понятно. Надеваем жилеты, выходим. На загребе — я, на банке — наш капитан команды Дима. Я начинаю, он подстраивается. После нескольких смен темпа, наконец, мы навалились и лодка пошла. Не зря называется она «Nirvana», хоть это в честь группы, хоть истинным значением слова, но там мы и оказались. Эх, мозолей натёрли…
После были заплывы в жилетах. Тут нет смысла объяснять.
День третий. Ходовой. Да, именно. Должно состоятся одно из самых значимых событий сборов — выходы на яхтах «Каравеллы» — «Штурманах» и двухмачтовых — гафельной щхуне и бермудских кэчах. С вооружением всё ясно. Как раз вчера показывали, хотя, после «WalkerBay» и «Микро» уже очень многое понятно.
Нет, не всё так просто, не сразу «Штурмана». С «Коматека» подошли две крейсерские яхты — «Коматек» и «Игорь Кирнос». На них производилось катание команд по очереди. Какая же это красота, хоть и под мотором. На огромной яхте… Ощущаешь себя уже не на ВИЗе, а действительно в настоящем море. А потом подняли геную. С парусами, конечно, яхта смотрится внушительнее и красивее, пусть с одним даже парусом. Кстати, мне удалось им поуправлять. И рулём тоже удалось. На удивление, такая большая яхта руля слушается достаточно хорошо.
«Штурмана». Наш экипаж ходил на «Гардемарине» — яхте синей эскадры. Экипажи отличались от команд. У меня остался тот же командир — Дима, но дали матросов из делегации Братства Православных Следопытов. Учиться управлению яхтой им пришлось в первый раз, но ничего, всё у нас быстро получились. Я сидел на гроте. Не новая для меня должность, хотя на «Штурмане» это чуть сложнее из за низкого гика и другой системы блоков грото-гика-шкота. Ветра сначала было мало, но потом начались шквалики. Счастье-то какое, тут можно ходить с креном! Благодаря закрытой конструкции борта, «Штурман», как, например, и «Луч», крен любит. Даже есть такой приём, как «показать язычок» — накренить яхту так, чтобы был виден край шверта и не кильнуться. Однако, экипаж не самый опытный, и некоторые даже боялись, поэтому мы пробовать не стали. Хотя… Дух авантюризма подсказывал, что попробовать хочется.
Некоторое время мне дали посидеть на руле. Это сложно, сложнее чем на «WalkerBay». Тут тоже «провинился» низкий гик, загораживающий рулевому обзор. Но всё равно эмоции непередаваемые. Да и новый опыт.
А вскоре нам пришлось подойти к берегу из-за надвигающегося ливня. Больше мы сегодня не ходили. Но это было невероятно.
День четвёртый. Соревновательный. Да, именно сегодня у старших команд начались соревнования. И ещё сегодня приехал в гости на сборы капитан 1-го ранга, полковник Игорь Анатольевич Британов.
Дисциплины те, что уже были: флажный семафор, стрельба из пневматики, разборка и сборка АК-47, гребля, такелаж. Младшие команды из всего этого ещё не сдавали только греблю, и, пока старшие сдают, идём по очереди выходить на яхтах «Альбатрос» и «Фламинго». Ветра почти нет. Дистанция — обход вокруг буя, подход к берегу, пересадка другого экипажа. Успели один раз. Ну, хоть что-то.
После обеда — гребля. Зачёт уже у младших команд. Главное — настроиться на победу, и мы настроились. На самом деле, состав других младших команд просто был реально младше, и уже вначале мы вырываемся вперёд. Дистанция — до буя. Обратно можно уже не стараться, но ради закрепления собственного результата… К берегу мы пришли первые. Ура.
Перетягивание каната. К этому уже никто не готовился, но именно это оказалось самым весёлым и интересным. Как тягали старшие команды… Самый жёсткий поединок состоялся между командой «Барс» из Красноуральска и «Бригантиной». До этого «Барс» побеждал всех, однако тут почти получилось перетянуть у «Бригантины», но… Не судьба. Какая-то сторонняя девочка «помогла», хоть никто этого и не просил. А это против правил. Победил «Барс».
День пятый. Заключительный. С самого утра было известно, что намечается нечто интересное. А именно — экскурсия. Причём, точно известно было, что за пределами нашего города. Но, где конкретно, сказать никто не мог. Мы сели в большой автобус, примерно, как тот, на котором ездим обычно на практику с Химмаша. И поехали. Причём ни куда-то там, а в Челябинскую область, в Кыштым. И не искать там Алёшеньку — кыштымского карлика, бесследно пропавшего в 90-х (хотя было бы очень интересно), а по демидовским местам. Урал — край заводской и главные достопримечательности его — заводы и всё, что с ними связано. Именно Кыштым (что означает в переводе с Башкирского «Тихое зимовье»), населялся изначально башкирами. Но, не жилось там спокойно башкирам, пришёл промышленник Никита Демидов и стал строить завод. И построил. Верхнекыштымскмй чугунолитейный, затем нижнекыштымский железоделательный. Землю у башкир Демидов взял в аренду, с обязательствами определенной платы товарами каждый год. Но обещания он не сдержал и платы башкирам не поступало. В ответ на это они примкнули к восстанию Емельяна Пугачёва. По преданию, в одну из церквей Кыштыма, в самую старую церковь города, они въезжали с победой на конях.
Пугачёвщина закончилась, Кыштым восстанавливается. В городе построены красивейшие архитектурные сооружения, такие как дворец самого Демидова.
Никита Демидов решил продать свой завод и долгие годы он принадлежал купцам Харитоновым Расторгуевым, которые построили здесь свою систему управления, впервые крепостные крестьяне получили на их кыштымском заводе социальный пакет. Открыта гимназия, госпиталь, народный дом…
В России революция. Как только не называли подобные времена… Русский бунт — бессмысленный и беспощадный, смута, или, как красиво выражаются Британские историки «Russian time of troubles», а это время получило название Великая Октябрьская революция. В России установилась советская власть. Естественно, при новой власти не потеряли значения своего предприятия. Но, говорили ведь «отречёмся от старого мира». И отреклись даже на примере Кыштыма. Здесь открыли месторождение слюды. На «слюдяной горе» добывали её до 1950-х годов. Большое значение кыштымская слюда имела в годы войны для изготовления танковой оптики. Кыштымцы внесли огромный вклад в формирование Уральского добровольческого танкового корпуса. Ну а после 1950-х стали здесь добывать не слюду, а кварц. В той же горе. И этот самый кварц использовался для изготовления обшивки космического корабля «Буран».
Сегодня кыштымский кварц всё так же нужен, всё так же добывается. А город гордится своей историей и вовсе это не Алёшенька, а известные промышленники Демидовы, внёсшие огромный вклад в становление Российской империи и герои — рабочие, ковавшие победу советского народа в Великой Отечественной войне. Этот маленький город, как часть одного большого механизма. Очень и очень важен для того, чтобы этот механизм работал.
Так прошли сборы «Юный моряк». Очень рад, что мне посчастливилось побывать здесь. И большая благодарность за проведённое с пользой время организаторам, и, более всего, другим ребятам — участникам сборов!
Спасибо, «Юный моряк»!
Иван Зуев, капитан флотилии, 15 лет