“Рукописи не горят”
Вот и настал последний день лагеря «Остров сокровищ», основная идея которого — подготовить командиров и матросов к работе друг с другом на парусной практике.
Но это не помешало нам пригласить еще одного чудесного человека, который рассказал очень многое о жизни и о том, что каким-то образом связано с нашим отрядом. Сегодня нам посчастливилось увидеть сына писателя и художника-мариниста Евгения Ивановича Пинаева — Дмитрия Пинаева, который очень многое знает об истории прекрасного человека, который является его старшим другом. Папой.
К великому сожалению, этого человека уже нет, но он очень многое оставил после себя: картины, прекрасные книги и повести, вдохновляющие многих людей на творчество, каким бы оно ни было. Я считаю, что встретиться с таким человеком — счастье для любого ценителя искусства. Евгений Иванович был искренне влюблен в паруса, путешествия и море, и всю жизнь совмещал это воедино.
Однажды в его доме случился пожар. Какие-то люди подожгли дома с целью освобождения пространства для их больших коттеджей. Один из домов сгорел полностью, в нем погибла хозяйка, старушка. Дом художника сильно пострадал, его пришлось возводить практически «с нуля». Когда потушили этот страшный пожар, Евгений Иванович поставил мачту посреди участка и поднял на ней Андреевский флаг. Собрались соседи, и все пели песню «Врагу не сдается наш гордый Варяг».
Хорошо ещё, что картины в это время были на выставке в Ирбите, поэтому им удалось избежать ужасной участи. Но большая часть артефактов, которые художник и писатель собирал почти всю свою сознательную жизнь, сгорели в этом пламени. Становится жутко от того, что творчество любого великого человека, а то и он сам, может погибнуть за пару часов в жадном огне, который запалили злые и ничем не выдающиеся люди.
Дом восстановили, отстроили заново дети и друзья Евгения Ивановича, в том числе и Роман Родыгин, и Алексей Усов. Я искренне благодарна Дмитрию Евгеньевичу за то, что он рассказывает людям о своём замечательном отце. Ведь действительно прекрасное творчество и действительно хороший человек должны жить вечно, пусть даже в наших сердцах.
Варвара Гвоздецкая, мичман флотилии, 13 лет
Счастье
Евгения Ивановича Пинаева
Дмитрий Евгеньевич привёз с собой и книги, и различные журналы, и видео фрагменты, и фото, как-либо связанные с его отцом.
Евгений Иванович был не только прекрасным художником, превосходным писателем, но и добрым, отзывчивым, хорошим человеком. Наш флагман Лена рассказывала о том, что Пинаев очень часто приезжал в «Каравеллу», дарил редкостные диковинки, которые привозил из своих морских путешествий, повествовал ребятам о своих приключениях, которые происходили с ним во время различных плаваний.
Однажды Владислав Петрович Крапивин спросил у Евгения Ивановича:
- Женька, а что ж ты не пишешь?
Вот так потихоньку Евгений Иванович начал писать свои крайне интересные и захватывающие книги. В них, как и в картинах отражается его тяга к морю, путешествиям. … Летящие над водой чайки, путешествия, огромные корабли, белоснежные паруса. Впрочем, есть и портреты, и пейзажи. Был известен случай, когда Евгений Иванович обманул медицинскую комиссию и проник с загипсованной ногой на борт корабля. На самом деле это плохо закончилось, кость срослась неправильно. Это же надо так поступить! Пожертвовать своим здоровьем ради того, чтобы несколько недель бороздить бескрайние моря.
У Пинаева рано проявилась любовь к рисованию, написанию книжек. Первое свидетельство об этом датируется 1947 годом. Любопытно то, что примерно в это же время у него зародилась идея создать отряд, подобный нашему.
Дневник 1947 года
«11 января. Сегодня мы организовали “Клуб Знаменитых Капитанов”. В него вошли я, Родька, Ремка. Мы выльем из свинца свои гербы и на каждое собрание будем приходить с гербом и при шпаге. У меня примерно такой герб. (Маленькая зарисовка с якорем). Собираться будем три раза в неделю. Дом наш будет называться портовым городом Саванна. Будем вести дневник. Каждый раз на нашем сборе капитанов каждый из нас будет рассказывать о своём последнем плавании. А рассказ будет заносится в дневник. Может быть, когда-нибудь наш дневник превратится в книгу.»
Евгений Иванович получил начальное образование в художественно-ремесленной школе. Из-за тяги к морю и к морским путешествиям поступил, да так не закончил сначала художественное училище Шадра, а потом и очень престижный институт имени Сурикова, несмотря на талант. Просто в какой-то момент он сбегал в море!
Мастерская Евгения Ивановича в Калиново на Таватуе напоминала каюту корабля. На полках было расставлено множество книг, в том числе и книги Владислава Крапивина, подле них лежали ракушки, красивые статуэтки. На стене висел огромный корабельный руль. Рядом с ним находился белый, в оранжевую полоску спасательный круг с одного из самых больших парусников «Крузенштерн».
И вдруг случился пожар. Как выяснилось позже, это был поджог. Некоторые книги уцелели, ракушки закоптились, много чего превратилось в пепел… К удивлению, сохранились книги Командора — у них только обложки опалились, и теперь они хранятся в отстроенном заново доме.
Раньше весь отряд “Флагман” на машинах инструкторов приезжал в гости в этот дом. Евгений Иванович, как и когда-то в “Каравелле”, рассказывал истории, показывал картины, коллекции различных интересных вещиц. Но потом наш отряд разросся, и мы просто перестали помещаться в этом домике. А сейчас Евгения Ивановича уже нет.
После долгих лет путешествий по морям и океанам, художник стал вести сухопутный образ жизни, но любовь к морю не покидала его. Он часто говорил:
- Снится море
К сожалению, примерно, в 80 лет, он начал плохо видеть. Рисовать тонкие линии становилось все сложнее и сложнее, любящая жена Маргарита Фёдоровна помогала своему мужу, кое-где подрисовала, кое-где доводила. Но в 2016 году смерть забрала моряка, одного из лучших художников и писателей книг.
Дмитрий показал нам фотографию отца, где тот сидит рядом с кораблем, в ожидании нового путешествия, на которой его рукой написано — «Счастье!» Вот такое счастье было у Евгения Ивановича Пинаева.
Герман Перерва, матрос флотилии, 12 лет
Путь в неведомое
Море давало Пинаеву вдохновение для картин. Евгений Иванович писал их в портах и на борту. Художник и моряк ходил на разных судах — и на парусниках, и на рыболовецких, в море он нашел огромное количество сюжетов для картин. Евгений Иванович был другом Командора отряда «Каравелла», и его кистью помещение отряда на Уктусе было расписано под старую крепость, выложенную из камней. На стенах висели картины Пинаева, в витрине и на столах хранились артефакты, привезённые им из многочисленных путешествий. В этой морской обстановке жил парусный отряд “Каравелла”, где воспитывались когда-то наши флагманы.
Художник и моряк запомнился огромному количеству людей, как добрый, хороший человек, который создал удивительный мир картин, сюжеты которых сформировало воображение художника.
Иван Зуев, матрос флотилии, 13 лет
Голубой омар
Как-то раз в море Пинаев выловил очень редкого голубого омара. Шанс добыть такого — один на миллион. Евгений Иванович сразу начал его зарисовывать, но трал-мастер со словами:
- Что ты тащишь всякую гадость на судно! — выкинул этого омара за борт.
Пинаев всё равно написал картину с голубым омаром, а потом — книгу “Голубой омар”. Книга не об омаре, а о морских приключениях.
Ещё мы немного поговорили об одной фотографии, на которой изображён товарищ Евгения Ивановича — легендарный военный капитан Евгений Лепке. Дмитрий Евгеньевич рассказал нам историю о том, что как-то раз его корабль потопили, и немецкая подводная лодка взяла капитана в плен. А потом эта подводная лодка сама попала в плен к англичанам, и Лепке снова оказался в плену, уже второй раз, но смог доказать, что является русским офицером и был отпущен.
Я понял, что у Евгения Ивановича Пинаева была не только очень насыщенная и яркая жизнь, но и весьма необычные друзья.
Николай Бадьин, мичман флотилии, 13 лет