8 мая сдавали экзамены на права рулевых.
К ним мы готовились еще с самого начала года: перечитывали «Фрегат», учили узлы и термины, изучали навигацию. И к концу апреля волнения росли… Я, например, буксирный и выбленочный узлы изучил только за две недели до начала экзаменов. И вот судный день наступил…
Мы расположились в штурманском классе с Димой и Дедом, которые великодушно дали нам полчаса на подготовку ответов по розданным билетам. Мне досталась достаточно запутанная тема «Такелаж». Все, что её касалось, я помнил, но смутно.
Конкретнее, точно дать определение той или иной снасти я не мог. Да ладно ещё это! Но ведь забыл точное устройство компаса! Кроме спирта, котелка и картушки, я ничего не помнил! Через некоторое время, тщательно покопавшись в памяти, я дополнил свой скудный запас знаний рисунками, что как-то более прочно сидели у меня в голове. Затем решил задачи, которые показались мне простыми. Главное правило, которым при этом следует руководствоваться: «корабль идет из компаса, а ветер дует в компас». Итак, я несколько разобрался с теорией.
Тут начался экзамен.
Первым выступил Саша, что ярко говорит о его недюжинной смелости. Допрос продолжался около часа. В то время как он шел, мы тоже работали, то есть повторяли узлы и сверялись шепотом друг с другом. Когда основные дела закончились, а делать было уже нечего, пришлось заняться самым банальным, а именно играть на телефоне. К сожалению, мне не очень повезло с очередью экзаменуемых, потому что я оказался предпоследним. К тому моменту, как Дед наконец-то начал меня экзаменовать, мы с Данилом успели исписать играми целый лист бумаги!
Трудно много сказать насчет самого экзамена: он получился несколько необычным, потому что на нем я узнал едва ли не больше, чем за всё время, проведенное на уроках морской теории. Я с помощью Деда точно определился, что есть что и зачем оно. Вышел в сумрачном настроении, потому что будущее не выглядело светлым, увы. И был удивлен, когда узнал, что моя условная оценка по пятибалльной шкале – четыре балла.
Что ж, этот экзамен был не только по морской теории, но и по аналитике и ораторству, без которых было бы не обойтись. Спасибо всем, кто был на нем – и командирам, и флагманам.
Паша Туголуков, шкипер флотилии
Опубликовано в отрядной газете «Гик пАшёл»
Тема «такелаж», если я не ошибаюсь(?), вообще самая запутанная тема на судне.