Что такое скаутинг?
Наверняка, многие слышали об английских «пионерах» — скаутах. Нам, например, рассказывали о создании скаутской организации в Великобритании в начале двадцатого века на занятиях по истории отрядов. В рамках Царских дней, после проведения парусной регаты, посвященной памяти святого страстотерпца цесаревича Алексея, нам удалось поговорить о скаутинге с Всеволодом Кривцовым-Штегманом, начальником Совета Братства Православных Следопытов России, руководителем скаутской дружины имени святого праведного воина Фёдора Ушакова — это одна из крупнейших скаутских организаций России.
Всеволод рассказал нам о том, что скаутинг в нашей стране начался в 1909 г. Он начал расти и развиваться во время царствования Николая Второго, под эгидой императора, поэтому во многом связан с царской семьёй. Цесаревич Алексей, например, был помощником вожака в патруле. Скаутинг был родоначальником пионерии, потому что новое движение создавали конкретные люди — скаут-инструкторы.
При советской власти главной проблемой исчезновения скаутинга было то, что скаутинг в России был православным и монархическим (скауты участвовал в гражданской войне на стороне белых — прим. автора) и вернулся в Россию только в 1991 году.
По сей день все организации — либо около православные, либо являются адептами православия, как дружина во имя святого Федора Ушакова. Английский генерал Баден Пауэлл, который первым придумал и начал скаутское движение в Англии, говорил, что если ты не христианин — ты не скаут. С 1991-го в России существует целых четыре крупных скаутских организации. БПС в этом году исполнится 30 лет. На данный момент в братстве православных следопытов состоит около полутора тысяч человек. Скаутские организации в России вообще не придерживаются одного цвета формы, но при этом скаутские принципы едины для всех — это патрульная работа, кстати, очень похожая на экипажи крапивинских отрядов, их законов.
— Получается, в вашей организации нет центрального управления, и каждый отряд действует независимо? — продолжал расспрашивать я Всеволода.
— Каждый регион действительно достаточно самостоятелен, но при этом есть Совет региональных руководителей, вот я начальник сейчас этого Совета. Мы собираемся, общаемся, принимаем решения. В нашей организации есть духовники и священники. Председателем является Владыка Серафим.
— Ваша дружина названа во имя святого Фёдора Ушакова. Связана ли ваша деятельность с морем, делаете ли вы на это упор?
— Когда отряд организовывался 10 лет назад, это происходило при Ново Тихвинском монастыре, а мы знаем историю, что непобедимый адмирал флота Ушаков очень помогал этому монастырю, буквально став вехой в его судьбе.
— Получается, название дружины является историческим, а не символическим?
— Да, раньше, когда мы и не помышляли о море, о парусных судах, уже носили такое название. Ведь Ушаков был человеком, с которого нужно брать пример и вдохновляться им. Он не проиграл ни одной битвы и не сдал в плен ни одного русского воина. И он — святой.
— Как лично вы пришли к скаутингу?
— У меня бабушка работала в пионерском лагере «Заря», и я там провел восемь летних смен. Я ездил туда “в десант”, как вы на свои выездные БВРы, и уезжал с «десантом». Тогда я понял, что мне не хватало этого из детства и, как только представилась возможность, полностью сменил профессию — теперь я профессиональный педагог.
— Вы, как руководитель скаутского отряда, чувствуйте преемственность пионерской организации, или больше хотите отмежеваться и обратиться к корням?
— Денис, и пионеры разные встречались, и скауты — тоже. Люди ведь вообще разные. Да, пионеры боролись со скаутами. Известен клич времён гражданской войны “Бей скаутов!”, особенно на юге. Я считаю, что пионерия — абсолютные наследники скаутинга, и вообще нужно убрать все эти ссоры. Ведь, если бы не было пионерской организации, а были бы скауты, никуда бы не делись мальчишки, которые на оккупированной территории вывешивали советские флаги, боролись с фашистами. Это наши люди, какие вообще могут быть различия? Советский человек все равно христианство нёс до конца, и победа в Великой Отечественной войне, отчасти, тоже победа христианства — доброты, любви к своей Родине.
Да и результаты переписи 38-го года никто не отменял… Ты представляешь, в эпоху репрессий пятьдесят два процента населения России на вопрос о вере написала: “Я — православный”. Нужно понимать, в какую страну Гитлер пришел в 41-м. Думаю, что нам не нужно расставлять границы между скаутами и пионерами — чем больше нас, чем более мы разные и интересные, тем лучше. Мне очень понравилось вчерашнее мероприятие. Мы все разные, а дело-то делаем общее.
— Мы изучаем скаутское движение в отряде. И у нас так получается: сначала были скауты, потом пионеры, потом — Крапивинскинске отряды. Это я про современность.
— У русского скаутинга есть целых две истории: первая, когда в 45-47-м годах был поставлен вопрос скаутами из других стран: “Ребята, у вас нет страны и поэтому вы не можете быть зарегистрированы”. А мы ответили: “А мы выходим из вашей организации”. Этим мне нравится русский человек. Родина у нас придёт, куда она денется? мы же не отреклись от страны. И они там несколько лет не состояли во всемирной ассоциации.
А вторая, это когда мы вернулись в 91-м и вновь был поставлен вопрос, что штаб-квартира будет находиться у них, а мы им ответили: “Ага, щас” и опять вышли. Наши сказали:
-Мы все знаем, мы все сделаем, за нас не переживайте.
Это очень традиционно для нас — решать все за себя самим.
Интервью с Всеволодом Кравцовым-Штегманом,
начальником Совета Братства Православных Следопытов России, руководителем скаутской дружины имени святого праведного воина Фёдора Ушакова
взял флагман флотилии, Денис Матушкин, 18 лет