Каравелла, ковёр-самолёт, оруженосец Кашка…
Первого сентября, в день памяти Командора и всемирно известного детского писателя Владислава Петровича Крапивина, в библиотеке имени Крапивина на Карла Либкнехта 8 состоялось открытие выставки «Парк Владислава Крапивина». На выставке представлены макеты скульптур архитектора Игоря Лобанова, созданные по книжным героям Владислава Петровича и иллюстрациям Евгении Ивановны Стерлиговой.
В начале мероприятия выступали люди, лично знакомые с Владиславом Петровичем и неравнодушные к его творчеству. Прочитала стихотворение «Ну вот и кончается наше кино» уральский драматург, заведующая отделом социокультурных проектов и программ библиотеки Анна Батурина, выступила с речью командор «Каравеллы» Лариса Крапивина, прочитала «Песню о лётчике» девочка Настя. Наконец, выступил скульптор Игорь Лобанов. Игорь рассказал про то, как он пришёл к творчеству Владислава Петровича, про историю создания некоторых макетов скульптур.
После официального открытия, когда всем предоставили возможность свободно пообщаться, посмотреть скульптуры, обсудить их, протиснувшись сквозь толпу, получилось задать несколько интересующих вопросов Игорю.
-Как вам пришла идея создать скульптуры именно для парка?
-Идея родилась после конкурса «Малые архитектурные формы», который проходил в администрации города. И, кроме того, я сам замечал такую тенденцию, что в обветшавших старых парках города где-то ещё сохранилась атмосфера восьмидесятых годов и, когда проходить по парку, чувствуешь эту атмосферу и некое литературное такое особое воздействие. И у меня всегда была мысль, как можно визуализировать свои ощущения в каких-то объёмных формах. Ну и, поскольку я — скульптор, это именно монументальная скульптура, а также – арт объекты, которые уже могут взаимодействовать с человеком. Прийти, покрутить штурвал, зарядиться энергией.
-Я слышал, что ваши скульптуры основаны на иллюстрациях Евгении Ивановны Стерлиговой к книгам Владислава Крапивина.
-Да. Есть определенный аспект – воздействие иллюстраций на восприятие литературных образов. И именно Евгения Ивановна очень сильно повлияла на моё становление, как художника и скульптора. Именно она мне привила вкус к определенным канонам возвышенных и одухотворённых форм.
-Вы знакомы лично с Евгенией Ивановной?
-Да, по архитектурному институту, но это было уже давно.
-А на основании чего были выбраны именно эти персонажи для скульптур из огромного количества героев произведений Владислава Петровича?
-В первую очередь приоритет отдавался героям произведений культовых, которые уже у всех на слуху. Например «Дети синего фламинго» и «Тень каравеллы», «Лётчик для особых поручений», «Оруженосец Кашка»… Те произведения, по которым люди знают Владислава Крапивина. После этих произведений уже интересовали другие — в частности, второстепенные герои. Кроме того, Владислав Петрович любил переносить героев из одного произведения в другое, что отразилось в образе Командора, вокруг которого собраны все его герои.
-Чем вы ещё занимались и занимаетесь вне проекта со скульптурами для парка?
-В основном – художественная стезя. И архитектурное оформление, и ковка и литьё. Всё, что касается вообще художественного оформления. Начиная от создания каких-либо больших «ваяний» из мрамора, заканчивая ковкой и преподаванием живописи.
-А каков планируется масштаб скульптур, представленных здесь на выставке?
-Взрослая фигура – два метра или метр семьдесят, если чуть поменьше и детская фигура – полтора метра. Самым маленьким арт объектом планируется заяц Митька.
-А каравелла?
-А каравелла – десять метров в высоту. Оформление, в основном, будет – сопоставление бронзы и облицовки гранитом. Конкретно, это должна быть именно бронза. По тому, что бронза – это высокохудожественный металл, он очень хорошо и органично вписывается в данную тематику и как раз придаёт некую винтажность, которая присуще старым произведениям Владислава Петровича.
-Не знаете ли вы, что планируется в парке помимо скульптур и арт объектов? Какое-то определённое благоустройство?
-На благоустройство должны быть какие-то проекты, что-то конкретное. Пока что нет конкретики.
-Спасибо большое за интервью!
-Вам спасибо
После личного знакомства со скульптурами, могу сказать, что они, безусловно, прекрасны. В каждой чувствуется характер персонажа. Не смотря на то, что это лишь макеты, они уже смотрятся, как настоящие бронзовые скульптуры.
Каравелла, ковёр-самолёт, оруженосец Кашка, мальчик, проходящий через грань великого кристалла… Многие другие, как живые, появились здесь из миров Владислава Крапивина, из рисунков Евгении Стерлиговой.
Восхищён работами Игоря Лобанова, и, конечно же, мечтаю побывать в парке имени Владислава Петровича Крапивина, когда он, наконец, будет.
Иван Зуев, капитан флотилии, 15 лет
Удивительная выставка
Молодой скульптор Игорь Лобанов, благодаря которому появилась возможность проведения мероприятия, создавал свои работы по рисункам Евгении Ивановны Стерлиговой, художницы, которая является иллюстратором большинства книг детского писателя. Всего Игорем Лобановым было представлено 30 небольших скульптур и 10 арт-объектов. В основном все они выполнены из пластика, хотя многим кажется, что работы создавались исключительно из металла. Больше всего посетителей поразила история создания макета «Каравелла». Дело в том, что он был создан из детских игрушек, которые скульптор и его дети случайно находили на улице во время прогулок.
Одну из торжественных речей на открытии произнесла Безруких Елена Владимировна – начальник отдела музейной, библиотечной и культурно-досуговой деятельности министерства культуры Свердловской области. Важность данного памятного события подчеркнула и министр культуры Свердловской области — Учайкина Светлана Николаевна. Некоторыми впечатлениями о творчестве уральского писателя поделилась с нами Мамаева Наталья Николаевна — искусствовед, изучающий произведения Владислава Петровича.
Руководитель отряда «Каравелла» Лариса Александровна Крапивина рассказала об истории знакомства с Игорем Лобановым, а также поделилась тем, что в дальнейшем возможно создание сквера, парка, или набережной имени В. П. Крапивина, где как раз и будут размещены в свою натуральную величину скульптуры, макеты которых представлены на этой выставке.
Дата открытия выставки — 1 сентября — была выбрана не случайно: именно в этот день ушёл из жизни замечательный детский писатель и друг читателей всех поколений – Владислав Петрович Крапивин.
Саша Шестакова, капитан флотилии, 15 лет
“… Я прошу, чтоб в пути догнала меня тень каравеллы”
Программа памятных мероприятий первого сентября не ограничилась поминальной службой в Свято-Троицком кафедральном соборе и следующим за ней открытием выставки скульптур крапивинских героев. В пять часов на сооружённой у цирка сцене был запланирован показ фильма «Тень каравеллы», только что снятого по мотивам одноимённой повести Владислава Крапивина киностудией «FIGA».
От времени анонса фильма до его премьеры прошло много времени, но, к своему стыду, книгу я прочитал значительно ближе к премьере. И всё же на премьеру шёл со смесью тревоги и любопытства. Ведь, как мне показалось, в книге «Тень каравеллы» самое главное не то, что происходит в реальности книги, а то, как маленький Владька воспринимает события, как он превращает суровую повседневность военного детства в сказку. Это история о том, как, навеянная простеньким самодельным корабликом, мечта превращает самого обычного мальчика из дальнего тылового города в «безнадёжного» романтика, каждый вечер уплывающего в дальние плавания со своим лучшим другом. А показать такие абстрактные переживания очень трудно.
Именно поэтому мне было очень интересно, как будут показаны все переживания героев, как сказка вперемешку с лишениями военных лет выльется на экран.
Много чего из книги не было в кино, но это нормальная мировая практика — все сцены и описания не влезли бы в киношный формат по хронометражу. Из-за этого же события в фильме развиваются очень быстро, а после титров осталась откуда-то взявшаяся недосказанность. И, тем не менее, в фильме отлично чувствуется атмосфера бушующей вдалеке войны. Из-за голода хлеб, которым делятся друзья, кажется в десятки раз ценнее и вкуснее, а мама одного из героев, идущая обменять фигуру красногвардейца на хлебные карточки — символом взрослой тревоги. Это больше всего впечатлило в фильме.
Хочется сказать немного про актёрскую игру. Игра главных героев мне показалась гипертрофированной, крики и плач в кино воспринимаются иначе, чем в книгах. А может быть — это художественный приём такой, всё-таки переживания на пределе. Больше всего понравилась игра предводителя туземцев. Так задорно и с такими горящими глазами кричать что-то на туземском, да чтобы все тебя поняли — нужно постараться.
Фильм очень удачный. Он посвящён детям войны и стал хорошим завершением дня памяти Владислава Крапивина: популяризация творчества и продолжение дела — лучшая память.
Денис Матушкин, флагман флотилии, 18 лет