День восьмой. Регата глазами капитанов
Сегодня, 12 июня на базе «Коматек» проходит регата для яхт разных классов. Активное участие принимает и отряд «Флагман», наши яхты идут в гонки сразу по трем классам: «Кадет», «Walkerbay» и «Микро». Погода на этот раз радует — солнечно, небольшой ветер с утра. Для вооружения лучших условий не бывает. Буквально через полтора часа начинают появляться другие яхтсмены, участвующие в гонках. «Коматек» постепенно начинает пестрить парусами. На горизонте уже видны треугольники «Штурманов» — яхт отряда «Каравелла». Вскоре акватория у стартовой линии заполняется судами. Выходят на воду и ребята из яхт-клуба «Коматек».
Малыши — на маленьких «Оптимистах», те, кто постарше — на «Лучах» и «Zoom’ах». Атмосфера накаляется, ведь еще недавний утренний бриз сменил ветер посильнее. И вот — свисток судьи — 3 минуты, я судорожно засекаю время, чтобы выбрать оптимальный курс к старту. Две минуты… Одна…
И вот уже мы слышим финальный свисток. Семь яхт класса «Микро» вырываются за стартовую линию, в азарте подбирая шкоты и идя максимально круче к ветру. Яхта «Банзай» сразу вышла вперед, за ними — «Слава», следом «Бандерилья» и «Тремолино» — яхты нашего отряда, после — «Эдельвейс», «Гуппи» и «Виктория».
После первого буйка ветер усиливается, и мы решаем ставить спинакер — большой парус, требующий мастерства. Выходя за следующий буй, мы очень быстро спускаем стаксель и ставим вместо него спинакер. Я делал это в жизни два раза, и сейчас многое в его постановке зависело от меня. Скоро огромный парус раздулся и значительно прибавил ходу, дав нам достаточно скорости, чтобы обогнать конкурирующий «Эдельвейс». Ветер перестал ощущаться так сильно, потому что дует в корму, и мы идем параллельно с ним. Вокруг плескаются, кажется, в маленьких корытцах флагманята на «walkerbay». Шумная малышня на «оптимистах» проносятся мимо, крича что — то и смеясь между собой. Но нам расслабляться нельзя — впереди смена галса и уборка спинакера — а это самое сложное. И вот, мы в метре от буйка, не сговариваясь, начинаем быстро убирать шумящие паруса. К сожалению, это не получилось у нас так быстро как подъем паруса, но зато — какой адреналин! Мы вновь выбираем шкоты, чтобы пройти как можно острее и финишировать раньше «Эдельвейса». И у нас получается! Таких гонок было около семи, мы запутались в счете. Время идет очень быстро, если ты сосредоточен. Мы и не заметили, как дали команду к разоружению. День подошел к концу. Мы разоружаемся и бодро — уставшие идем обедать. К сожалению, на награждении мы узнали, что заняли лишь 4-е место. Но мы не расстраиваемся — ведь впереди еще много гонок, где можно будет показать себя, применив полученный сегодня опыт.
Данил Забелин, капитан флотилии
Репортаж о гонках в классе «Микро»
На гонки в классе «Микро» от «Флагмана» было заявлено три экипажа.
Экипаж «Тремолино»: Саша Заседателев, Сергей Бахтерев и Даниил Забелин.
Экипаж «Бандерильи»: Оля Шардакова, Никита Мухлынин и Иван Левин.
Экипаж «Гуппи»: Леша Макаров, Боря Шабалдин и Игорь Бреев.
Дистанция была такова: если поднят красный флаг, то дистанция будет левой – старт, желтая вешка, зеленая вешка, желтый буй, финиш; если поднят зеленый флаг, то дистанция будет правой – старт, зеленая вешка, желтая вешка, желтый буй и финиш. Выбор дистанции зависел от направления ветра. Во время гонок все время был поднят красный флаг, то есть дистанция была всегда одинаковая, левая.
Говоря о погоде, следует сказать, что день был, к нашему большому счастью, теплый. Дождя, слава богу, не было, он пошел только вечером, когда гонки уже закончились. Ветер был переменчив. Так получалось, что как только гонка начиналась, ветер ослабевал. В среднем ветер был где-то 2-3 м/с.
Перейдем теперь к самим гонкам. В гонках приняло участие 7 экипажей: наши три яхты, «Victoria», «Эдельвейс», «Слава» и еще одна яхта, название которой я не знаю. Я бы не сказал, что участников гонок на яхтах класса «Микро» было много. Хотя в принципе участников соревнований на «Коматеке» было много. Еще там были «оптимисты» и «лучи», «штурмана», двухмачтовики, яхты класса «Walkerbay» и «Zoom-8», «кадеты». Между прочим, когда идешь на яхте «Микро», сложно заметить маленький «оптимист». Такая вот проблема.
Как уже было написано прежде, я ходил с Сашей и Данилом. Саша сидел на руле, я управлял гротом, а Данил был стаксельным.
По расписанию первая гонка должна была начаться в 11, на самом деле она началась немногим позднее. Было не очень ясно, когда будет старт: к примеру, был это сигнал, показывающий, что до старта осталось три или две минуты. Несмотря на небольшую неясность, стартовали мы обычно неплохо. Но стартовать хорошо – это лишь часть дела, также надо продемонстрировать свой профессионализм на протяжении всей гонки.
На первый буй всегда была лавировка. Сразу же на него не вырежешься. К сожалению, у нас не было особых шансов на крутых курсах. Паруса не позволяли нам идти к ветру так круто, например, как «Бандерилья». Но мы старались, как могли.
Вторым знаком была всегда зеленая вешка. На нее мы шли полным бейдвиндом, если не ошибаюсь. После этой вешки мы уваливались до желтого буя. Уваливались мы где-то до фордевинда или бакштага. В этот момент руль брал я, а Саша и Данил спускали стаксель и ставили спинакер. На пути до желтого буя Саша управлял спинакером, Данил стоял на носу и разбирался со спинакером, если возникали трудности.
Накал страстей начинался у третьего знака, желтого буя. Около этого буя мы приводились и шли на финиш или вырезались на него. В момент приведения надо было со скоростью «звука» снять спинакер и поставить стаксель обратно. Сделать это быстро весьма непросто.
В основном мы приходили четвертыми, даже фактически во все гонки. Это значит, что нам есть куда стремиться и что совершенствовать. Мы заняли четвертое место, хотя в дипломах написано, что у нас второе. Первое, второе и третье места заняли Красная яхта, «Слава», «Бандерилья» соответственно. Пятое, шестое и седьмое расположились так: «Эдельвейс», «Гуппи» и «Victoria». Экипаж яхты «Гуппи» объяснил свой результат тем, что они не рассчитывали пойти на этой яхте и до самого выхода на воду думали, что пойдут на «Бандерилье» и соответственно не настроили яхту под себя, не вооружили как следует ее. Экипаж яхты, занявшей последнее место, состоял из одного человека. Он отгонялся всего лишь три гонки. Причина мне неизвестно. Загадка, однако…
Сергей Бахтерев, капитан флотилии