- Главная
- /
- Направления
- /
- Фехтование
- /
- Рапира
ОРУЖИЕ
Рапира — колющее оружие с легким эластичным клинком четырехгранного сечения, утонченным к концу. Общая длина рапиры не должна превышать 110 сантиметров (клинок — не более 90 сантиметров), вес — до 500 граммов. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 сантиметров.
Спортивные рапиры могут иметь различные рукоятки. Рукоятки бывают прямые (они также называются французскими), с поперечником (или итальянские), и типа «пистолет» (бельгийские).
ПОРАЖАЕМАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
Поражаемой поверхностью в фехтовании на рапирах является только торс спортсмена (спереди и сзади); голова, руки и ноги поражаемой поверхностью не являются.
Поражаемая поверхность на рапиристе закрыта металлической курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Укол в области, не закрытые металлической курткой, регистрируются белой лампой. В этом случае поединок останавливается, а укол не засчитывается.
СНАРЯЖЕНИЕ
Снаряжение рапириста состоит из маски, костюма, гетр и перчаток.
ПОЛЕ БОЯ
Рапиристы (так же, как и саблисты и шпажисты) соревнуются на поле боя, имеющем ширину 150-200 сантиметров и длину 14 метров. Перед началом боя спортсмены располагаются в двух метрах от середины поля боя. Если во время боя участник пересечет заднюю границу поля боя, ему засчитывается штрафной удар.
СУДЕЙСТВО
Судья руководит боем и присуждает уколы в соответствии с правилами.
Судейство международных соревнований ведется на французском языке — официальном языке Международной федерации фехтования (FIE). Перед началом боя судья дает команду «К бою!» («Ан гард!») и после получения ответа на вопрос: «Готовы?» («Эт ву прэ?») — дает команду начать бой: «Начинайте!» («Алле!»). Остановка боя происходит по команде судьи «Стой!» («Альт!»). Судья присуждает удары возгласами: «Направо» («Адруат»), «Налево» («Агош») — или не засчитывает возгласом «Не считать» («Па конте»).
Рапирный поединок (как и сабельный) построен на так называемом праве атаки. Суть его в том, что ответное действие можно начать, только отбив нападение соперника. Если противники нанесли уколы одновременно, то преимущество получает тот спортсмен, чья атака была в данный момент.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
При нанесении укола срабатывает электрофиксатор, и на табло загорается цветной (в том случае, если укол был нанесен в поражаемую поверхность) или белый фонарь. После этого бой приостанавливается, арбитр разбирает фехтовальную фразу и выносит свое решение (засчитывать укол или нет).
ВРЕМЯ БОЯ
Поединок рапиристов (так же, как и шпажистов) в отборочных соревнованиях продолжается три минуты или до 5 ударов. В туре прямого выбывания поединок длится три периода по три минуты с двумя перерывами по одной минуте или же до 15 уколов.
В случае, если по окончании основного времени поединка счет равный, назначается дополнительное время до первого укола, но не более одной минуты. При этом с помощью жребия разыгрывается «приоритет». Спортсмен, получивший приоритет, объявляется победителем в том случае, если в течение дополнительной минуты никому из противников не удастся нанести укол.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЧНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
На международных турнирах, входящих в календарь FIE, лучшие 16 спортсменов по рейтингу FIE освобождаются от участия в предварительных соревнованиях. Остальные спортсмены проходят отбор в группах, количество которых зависит от общего количества участников турнира. Затем победители предварительных соревнований присоединяются к 16 лучшим по рейтингу FIE, и вместе они определяют победителя и призеров соревнований. Это происходит в турах прямого выбывания: 1/32, 1/16, 1/8, 1/4 финала, полуфинале и финале.
Полуфинал и финал проводятся, как правило, после 2-3-хчасового перерыва после окончания четвертьфинальных поединков. Эту стадию соревнований часто называют «финалом».
Спортсмены, проигравшие полуфинальные поединки, считаются занявшими третье место. Бой для определения обладателей третьего и четвертого места обычно не проводится. Из крупных международных соревнований исключение составляют только Олимпийские игры.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
Командные соревнования проводятся по системе прямого выбывания с определением всех мест.
Команды состоят из трех участников. Четвертый участник — запасной, он может выйти на поле боя в случае травмы одного из основных участников.
Командные встречи проводятся по принципу эстафеты. Каждый участник одной команды встречается с каждым участником другой команды (т.е. встреча состоит из 9 боев).
Каждый поединок длится три минуты или же до того момента, когда лидер не нанесет количество уколов, равное порядковому номеру его поединка, умноженному на пять. То есть первый бой ведется до 5 уколов, а со второго боя каждая пара начинает поединок со счета, зафиксированного в предыдущем бою, и ведет его до 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40 и, наконец, 45 уколов.